Иногда на меня находит нечто эдакое, и я берусь за чтение книги, которую выбираю довольно-таки случайным образом для меня — по обложке. Нечто эдакое находит на меня редко, но, как говорится, метко. В этот раз оно заставило меня взяться за книжку с неимоверно пошлым названием и, наверное, оформлением, хотя я люблю такое. И после этого раза избавляться от своего дурновкусия в книжных обложках точно не собираюсь.

Прочтя аннотацию и впечатлившись все той же обложкой, я ожидала в лучшем случае хороший любовный романчик в сеттинге средневековой Шотландии. В худшем — плохой любовный романчик.
И каково же было мое удивление, когда оказалось, что на самом деле книга оказалась художественным повествованием о реально существующем месте и реально произошедшем историческом событии. Причем, написанным очень приятным и даже поэтичным языком, что было вдвойне неожиданно.

Итак, в оригинале сие литературное произведение называется Корраг, и, как можно догадаться, именно так зовут нашу главную героиню, от лица которой идет большая часть повествования. Ее монологи периодически прерываются письмами главного героя — ирландского священника и якобита Чарльза Лесли, который выслушивает рассказ Корраг о ее «четырех жизнях» — к его жене, в которых постепенно раскрывается его отношение к Корраг.
Меня, ожидавшую активных действий и диалогов, это несколько обескуражило. Но ненадолго, ибо для того, что и, главное, как говорит главная героиня и для раскрытия ее собственного образа, косвенное общение с остальными героями оказывается наилучшим.

А говорит она о нелегкой доле «ведьмы», как ее кличут соотечественники, подвергая различным гонениям за умение обращаться с травами, переданное ей матерью — кстати, тоже довольно колоритным персонажем — и сводолюбивый нрав, что для женщин считалось порочным еще как минимум три столетия. Предчувствуя свою скорую казнь, мать Корраг отсылает свою дочь прочь из родного селения, и та бежит на северо-запад, в Шотландию; в Лоуленд, а затем и в Хайленд, добираясь в итоге до долины Гленко.

Дальше уже сложно обойтись без спойлеров, но на мой вгляд, сюжет далеко не первостепенен в этой книге, хотя и достаточно интересен. Первостепенно же само повествование, которое пестрит обширными и меткими описаниями природы; размышлениями Корраг, которая неординарно воспринимает мир, и именно из-за этого считается «чёртовой женушкой».
Несложно заметить, что главная героиня и ее образ ведьмы очень близки к моему собственному представлению о ведьмовстве, которое далеко от мракобесия и эзотерики. Ведьма, ведунья, ведающая — просто человек, свободно мыслящий и обладающий особым знанием, пусть и не считающий его чем-то особенным, выдающимся. В средние века таким знанием было травничество и лекарство, которым обладала Корраг, а нынче, для меня, «колдунами» и «магами» являются ученые самых разных сфер науки.

Но если вернуться к книге, то надо сказать, что она определенно очень настроенческая и должна понравиться тем, кто любит Шотландию, ее природу и ее людей-горцев. Меня же она заставила вспомнить кроме всего прочего о кельтских песнях Хелависы и музыке группы Beltaine, одну из песен которой вполне можно выложить дополнением к посту. В конце-концов, якобиты и их восстание нередко упоминаются и в самой книге, и служат основой исторического события, художественно оформленного в ней.